230 лет назад «Указом Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Екатерины II» Гаврила Романович Державин был назначен правителем Тамбовского наместничества.
Гавриил Державин. Властителям и судиям:
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков"
Марина Климкова, искусствовед (г. Тамбов):
– 15 декабря по старому стилю 1785 года Гавриил Романович Державин был назначен правителем Тамбовского наместничества. В Тамбов это известие было доставлено лишь 17 января 1786 года, а приезд самого нового наместника состоялся 4 марта. Державин задал основные направления дальнейшего развития города Тамбова и Тамбовского края, а со временем результаты его правления стали своего рода эталоном, с которым стали сравнивать деятельность всех, кто занимал первую должность региона.
В государственном архиве Тамбовской области сохранился документ о назначении Г.Р. Державина правителем Тамбовского наместничества:
«Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской вологодского верхнего суда из 1-го департамента в вологодский уездный суд в полученном сего генваря 15 дня из вологодского наместническаго правления. В сей суд указе написано: сего де генваря 6 дня в присланном из правительствующего Сената в оное правление указе напечатано. В именных Ея Императорскаго Величества указах даны сенату минувшего декабря в 15 день за собственноручным Ея Величества подписанием написано: в 1-м, всемилостивейше повелеваем действительному статскому советнику, правящему должность правителя Олонецкаго наместничества, Гаврилу Державину отправлять ту должность в Тамбовском наместничестве. Во 2-м, всемилостивейше повелеваем статскому советнику, правящему должность поручика правителя Псковского наместничества, Харитону Зуеву отправлять должность правителя Олонецкого наместничества…
Получил генваря 17 дня 1786 года».
В 1786–1788 годах Державин начал перепланировать Тамбов по регулярному плану (в целом, до сих пор сохраняется в центральной части), открыл народное училище, типографию, учредил первую в России провинциальную газету «Тамбовские извести», положил начало театру, построил каменный мост через Студенец и государственный кирпичный завод.
Марина Кудимова, поэт, писатель, переводчик, публицист (г. Москва):
- Многие русские поэты могли бы занять видную государственную должность и преуспеть на ней во благо России. Пушкин формально прозябал чиновником 10 класса по министерству иностранных дел, а мог бы послужить и министром, и канцлером. И, хотя существует версия, что он исполнял тайные поручения и был чуть ли не Джеймсом Бондом, это ничем не подтверждается. От службы Пушкина остался лишь анекдот о старом чиновнике, который пытался писать Указ под диктовку Павла I, но не поспевал за мыслию государевой. И когда Павел Петрович потребовал указ для подписания, «Дрожащий чиновник подал ему лист, на котором был написан заголовок и больше ничего. — Что ж государь? — спросил Пушкин. — Да ничего-с. Изволил только ударить меня в рожу и вышел».
Между тем, русские поэты от Грибоедова до Тютчева преотлично справлялись с дипломатической службой, обедни точно не портили. В ХХ веке стихотворцев пересадили управлять себе подобными – а Союз писателей вполне мог быть приравнен к министерству, – и ничего, тоже справлялись. Г лавное редакторство и литчиновничество писателей, номинальное депутатство и сидение в президиумах не дали России эталонно спланированных городов. Да и множество стихов наверняка похерили. И все же с Симоновым и Твардовским (я говорю только о поэтах) считались, и мнение их учитывали, хотя и могли росчерком пера отправить в отставку и опалу.
Но мы, рифмующие жильцы нового века, оттеснены государством на такую обочину, что и кирпичного заводика после себя не оставим, и "пост председателя в волисполкоме" не займем.