Интересные факты из жизни владельца знаменитого дома на Набережной
Бывший дворец миллионера и фабриканта Асеева, не так давно ставший музеем. Парк, где приятно бродить даже в ненастную погоду. Легендарный дуб, который и вчетвером не обхватить руками. Это место, пожалуй, знакомо каждому горожанину. А вот далеко не все знают перипетии жизни и судьбы бывшего хозяина белоснежного дома, личности знаменитой и неординарной.
В честь Михаила Асеева и состоялся 1 ноября историко-культурный вечер. Именно в этот день 159 лет назад фабрикант и почетный гражданин Тамбова появился на свет. А умер уже в эмиграции, на чужбине.
Звучали песни и стихи. О связи Асеевых с Антоном Чеховым и Василием Агапкиным, их деятельности и увлечениях рассказывали тамбовские краеведы Владимир Середа и Ирина Машенкова.
Асеевы отличались небывалой предприимчивостью, благодаря которой им, детям и внукам крепостных, удалось выбиться в миллионеры. В 1915 году Михаил Васильевич и его семейство императорским указом даже были возведены в потомственное дворянство.
Михаил Васильевич по образованию был врачом. Он учился на медицинском факультете на одном курсе с самим Антоном Чеховым.
Большое внимание краеведы уделили Асеевым-благотворителям и меценатам. Михаил Васильевич был почётным попечителем мужской гимназии, вносил плату за обучение бедных учеников, выплачивал пособия. Он немало пожертвовал тамбовской духовной семинарии, Мариинскому детскому приюту в Тамбове, училищу для слепых детей.
«Автор знаменитого марша «Прощание славянки» Василий Агапкин получил музыкальное образование именно на средства Асеева», - говорит Ирина Машенкова.
Краеведы поведали публике об увлечениях бывшего хозяина дома на Набережной. Михаил Васильевич увлекался охотой, а еще именно у него появился первый в городе автомобиль. «На своем «бенце» он гонял по городу со страшной скоростью – 12 верст в час», - улыбается Владимир Середа.
С началом Первой Мировой благотворительная деятельность Асеевых продолжалась самым энергичным образом. Например, один из своих доходных домов он отдал под «заразный лазарет». Асеев выплачивал пожертвования и пособия семьям мобилизованных рабочих и служащих, в пользу семей раненых и запасных, беженцев, на приют детей раненых воинов, на Купеческий лазарет, на подарки солдатам.
«Революция, национализация, эвакуация», - Владимир Середа и Ирина Машенкова переходят, пожалуй, к одной из трагических, сложных страниц жизни Асеевых.
Абхазия, Константинополь, Белград, а потом и Латинская Америка. Асеевы проделали путь сотен тысяч изгнанников и эмигрантов. Сам Михаил Асеев скончался в столице Сербии в 1933 году. Об этом исследователям стало известно не так давно. Была найдена и могила фабриканта.
Его родственники проживали в Белграде до 1944 года. Михаил Михайлович, как и отец, занимался торговлей текстилем, правда, уже не в собственной фирме, а в чужой. Дочери зарабатывали на жизнь частыми уроками и рукоделием.
А вот младший из детей Асеевых, Александр Михайлович, медик, увлекся оккультизмом. «Заработанные деньги он тратил на издание журнала «Оккультизм и йога». Он подружился с Еленой Рерих, в течение многих лет вёл с ней переписку, которую мы отыскали в музее Рерихов в Москве», - поясняет Владимир Середа.
Краеведы упоминают о том, что Александра чуть не расстреляли нацисты за помощь югославским партизанам, а невестку Михаила Асеева, Ксению Георгиевну, едва успел спасти муж, Михаил Михайлович, перехватив на пути в Бухенвальд, выкупив из плена.
В скором времени Асеевы оказались в Латинской Америке. Сейчас в Чили обитают правнуки Михаила Васильевича. Они гордятся своими русскими предками, правда, русским языком уже не владеют.
Праздник пришелся публике по вкусу. Организаторы пообещали сделать его доброй традицией. Быть может, краеведам за этот год удастся узнать еще что-то новое о жизни знаменитой тамбовской династии